Наши деньги улетают на Запад

  • Наши деньги улетают на Запад

На тонкой грани законности балансируют рейсы "Аэрофлота" за рубеж в условиях карантина. С моральной стороной вопроса тоже всё очень непросто.

Если очень хочется, то можно

Международное авиасообщение по всему миру практически перекрыто. Постановление правительства России не допускает разночтений: с 27 марта разрешены только вывозные чартеры. Самолёты летают за рубеж пустыми, а возвращаются с застрявшими там нашими гражданами.

Но всегда есть люди, которым очень-очень надо: такие объезжают пробки по обочинам, «решают вопросы» с помощью взяток и возят свои завирусованные тела по миру. А потворствует им компания «Аэрофлот», выяснили «Ведомости». Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Сеул, Тель-Авив, Ницца, Барселона, Рим – по удивительному совпадению рейсы выполняются в традиционные места отдыха очень богатых граждан России. Рейсы не чартерные, а вроде бы обычные, номерные, но просто так купить на них билет нельзя: реклама полностью отсутствует, продажа открывается в последний момент. Забавно, что, судя по всему, обратно лайнеры приходят пустыми: купить билеты из указанных городов в Москву вообще невозможно.

Цены тоже кусаются: в 3-4 раза выше, чем на те же расстояния по России, и в пару раз выше, чем в довирусные времена. При этом используются в основном крупные самолёты, то есть спрос огромен. Добавим к этому, что купить билет могут только люди с правом на въезд в страну прилёта, причём обычная виза не годится, нужны особые права, о них чуть ниже.

На страже репутации

Пресс-служба «Аэрофлота», до сих пор весьма неуклюжая, преображается с приходом Михаила Дёмина на пост директора по коммуникациям. Бывший генеральный директор «НТВ-Плюс» – волк матёрый, за словом в карман не лезет, так что ответ перевозчика журналистам получился на загляденье:

«Обладая определённым литературным талантом, можно назвать такие грузопассажирские рейсы эксклюзивными. В чём определяется «люксовость», мы, честно говоря, так и не поняли».

«Аэрофлот» летает – точно так же, как до последнего он летал в Китай, привозя оттуда всё новых и новых инфицированных пассажиров.Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва»

Попробуем объяснить. Летают полуподпольными рейсами, как признаёт сам Дёмин, «дипломаты, граждане соответствующей страны, россияне с двойным гражданством или видом на жительство» – люди, как вы понимаете, непростые и готовые изрядно заплатить за возможность пересечь границу в то время, когда пересекать её как бы нельзя. Относительно их перемещения законы не нарушаются – есть постановления правительства, регулирующие право выезда за границу. Но вот смягчения ограничений относительно использования авиатранспорта пока не существует. Но «Аэрофлот» летает – точно так же, как до последнего он летал в Китай, привозя оттуда всё новых и новых инфицированных пассажиров.

Кроме того, Дёмин сообщил, что рейсы вовсе даже не пассажирские: лайнеры используются для перевозки грузов, а если там остаются пассажирские места, их пускают в продажу. Говорят, матёрый волк ухитрился даже не засмеяться при этих словах.

С нами не скучно

Национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», к сожалению, в последние годы стал компанией-скандалом (напомним, пресловутая «Победа» является стопроцентной дочкой «Аэрофлота»). Виной тому – великолепное презрение главы компании Виталия Савельева как к собственным сотрудникам, так и к народу России. После одного из проявлений такого отношения постоянный клиент «Аэрофлота» Митя Алешковский (фонд «Нужна помощь») даже предположил, что Виталий Геннадьевич «головой поехал», и тут же потерял счёт в «Аэрофлот-бонусе» и статус платинового клиента.

За репутацией в компании следят куда строже, чем за безопасностью и качеством обслуживания. То в «Аэрофлоте» на рейс проходит нетрезвый джентльмен с оружием, то начинается медийная война против блогера-матерщинника, то самолёты за пределы ВПП выкатываются, то зависают компьютеры во время проверки ФАС, то остаётся без связи с большой землёй целый полуостров… Это не говоря уж о фокусах авиакомпании «Победа», которая почему-то называет себя лоукостером, хотя давно уже таковым не является и с учётом поборов на каждом шагу порой оказывается дороже материнского перевозчика.

И за все эти успехи менеджмент компании получает огромные деньги.

Статус государственной компании, к сожалению, не всегда помогает – иногда и наоборот. Так, «Аэрофлоту» пришлось включить в свой парк российские самолёты Sukhoi Superjet 100, хотя руководство компании всеми силами противилось заключению этих контрактов. Существует точка зрения, что это связано с наличием у руководителей компании недвижимости во Франции, на Лазурном берегу – совсем недалеко от штаб-квартиры Airbus. По крайней мере, за многочисленными задержками и отменами рейсов «Аэрофлота» в феврале 2019 года генеральный директор наблюдал именно со средиземноморского побережья.

Все деньги – руководству

По итогам 2019 года вознаграждение руководства «Аэрофлота» выросло сразу на 38%, несмотря на катастрофу SSJ100 в Шереметьеве, после которой гендиректор пообещал лишить премий топ-менеджмент. Страшно представить, какими были бы выплаты с этими премиями, но и без того девять управленцев, включая самого Савельева, поделили между собой 2,138 млрд рублей – по 237 миллионов на брата, то есть практически по миллиону рублей за каждый рабочий день 2019 года. Важно отметить, что, принимая решение, в компании уже знали о быстром распространении коронавируса, часть стран уже начали закрывать границы, и предсказать снижение доходов было, в общем, несложно.

Авиакомпания «Победа» с учётом поборов на каждом шагу порой оказывается дороже материнского перевозчика. Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Менеджменту платить надо, но по принципу «заработал – получи». Группа «Аэрофлот» в 2019 году, до раздачи пособий членам правления, получила всего 13,5 млрд руб. чистой прибыли по МСФО. И более 15 процентов этой суммы досталось не государству – формальному хозяину, – а нескольким руководителям! Как тут не вспомнить гениального Джона Гэлбрейта, советника Кеннеди и Клинтона:

Убеждение, что вознаграждение менеджеров определяют акционеры или директора корпорации, – это фальшивый символ веры. Чтобы сохранить это убеждение, акционеров приглашают на ежегодные собрания, которые, ей-богу, напоминают религиозный обряд – торжественное мероприятие, на котором, за редким исключением, вы не услышите негативных высказываний… На любом крупном предприятии акционеры – собственники – полностью подчинены менеджменту. И хотя и создаётся впечатление, что власть принадлежит собственникам, в реальности это не так. Этот обман принимается всеми.

Написано так, словно автор десять лет проработал под руководством Виталия Савельева.

Да, а пилоты в «Аэрофлоте» после всех разрекламированных повышений зарплат всё равно получают намного меньше, чем в других странах.

Больше денег для «Аэрофлота»!

Кто же этот несчастный хозяин, с которым так вольно обходится менеджмент? Ой, да это ж мы с вами! «Аэрофлот» – государственная компания, 51,17% которой контролируется Росимуществом. 3,5% – символическая доля «Ростеха». 4,3% – квазиказначейские акции, принадлежащие «дочкам» «Аэрофлота». Перекрёстное владение акциями, вообще говоря, не считается признаком хорошего тона.

В общем, почти 60% акций так или иначе – государственные, народные.

0,1% акций принадлежит менеджменту компании. А остальные 40,8% – разнообразным фондам и физическим лицам, главным образом зарубежным: так, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) приобрел около 5% не самостоятельно, а в компании с арабскими инвесторами.

Но если иностранные совладельцы не вкладывают в «Аэрофлот» ничего, а только получают дивиденды, с государством ситуация иная. Всего через пару месяцев после выделения скандального вознаграждения государство задумалось о докапитализации «Аэрофлота» на 80 миллиардов рублей – деньги должны внести правительство, госбанк ВТБ и всё тот же РФПИ. Потому что национальному перевозчику очень не хватает денег.

Интересно, каким будет вознаграждение топ-менеджмента за текущий год?

Кто крупнее, тот и прав

Итак, компания использует свой «государственный» статус для получения госсредств и выплаты сверхпремий собственному руководству. Удивительно, что в нашем правительстве совершенно не сомневаются в том, что так и должно быть, а также закрывают глаза на системные нарушения принципов конкуренции «Аэрофлотом». Есть серьёзное подозрение о том, что определённые финансовые успехи перевозчика достигаются в том числе и через использование своего доминирующего положения, «рыночной силы». В самом деле, вот только несколько наугад взятых заголовков разных лет (но все – при нынешнем руководстве) об «Аэрофлоте» и его дочерних авиакомпаниях:

  • ФАС потребовала от «Аэрофлота» сделать ценообразование на внутренние рейсы прозрачным
  • ФАС возбудила дело в отношении ПАО «Аэрофлот» и ООО «Москва Карго» по признакам заключения антиконкурентного соглашения
  • ФАС заподозрила «Аэрофлот» в завышении цен на перевозку грузов из Москвы в Магадан
  • ФАС оштрафует «Аэрофлот» за завышение стоимости билетов на маршруте Казань – Москва
  • «Аэрофлот» оштрафован на 8 млн рублей за соглашение с Шереметьево (аэропорт обязался не давать слоты другим авиакомпаниям за 30 минут до и после вылета или прилёта рейсов «Аэрофлота» по тем же направлениям).
  • ФАС оштрафовала авиакомпанию «Победа» за непредоставление информации о ценах авиаперевозок
  • ФАС обвинила «Победу» в навязывании пассажирам невыгодной цены провоза багажа
  • Авиакомпании «Аврора» и «Аэрофлот» получили штраф от антимонопольного органа
  • Дагестанское УФАС возбудило дело в отношении авиакомпании «Россия» из-за необоснованных тарифов эконом-класса на пассажирские перевозки.

Собственно, нынешний вывоз «золотых» пассажиров за рубеж тоже похож на использование монопольного положения. Как сообщил «Ведомостям» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, «лоббистский ресурс «Аэрофлота» намного сильнее, чем у всей остальной авиаотрасли».

Что сделано, то сделано: тысячи успешных людей, элита нации, несмотря на все ограничения, покинули Россию с билетом в один конец. «Аэрофлот» неприкосновенен, ему ничего не будет, тем более что в списках пассажиров наверняка масса деточек высших чиновников, так что Виталий Савельев рискует скоро получить очередной орден. А у нас есть лишь одна маленькая просьба – никогда не возвращать этих эксклюзивных пассажиров (исключая, понятно, дипломатов, перемещающихся по служебным делам) обратно.

России не нужны люди, тайком уезжающие из неё в тяжёлые времена.





Источник

1 - 1
Posted by admin/Posted ago